Основные консульские вопросы:

Первые 6 шагов для соотечественника, желающего принять участие в Госпрограмме

Последовательность действий, которые должен предпринять соотечественник, желающий принять участие в Госпрограмме, еще находясь на территории иностранного государства.

ШАГ № 1

Для начала необходимо выйти на уполномоченные органы, которые проводят за рубежом работу с соотечественниками, желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию по Государственной программе. Согласно российскому законодательству, это:

– представительства (представители) Федеральной миграционной службы за рубежом;

– консульские отделы посольств или консульские учреждения Российской Федерации, при которых могут функционировать временные группы, состоящие из специалистов ФМС России, МИД России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Там можно будет познакомиться с правилами участия в Программе, региональными проектами и территориями вселения. Полную информацию о регионах, участвующих в Госпрограмме, можно найти на специальных сайтах в сети Интернет: www.mid.ruwww.fms.gov.ru,www.ruvek.ruwww.rs.gov.ruwww.mifis.ru.

ШАГ № 2

Изучив всю информацию, Вам нужно выбрать территорию вселения, после чего обратиться в уполномоченный орган в стране Вашего проживания и заполнить анкету для участия в Государственной программе.

Анкета подается потенциальным участником Госпрограммы лично. Ее можно заполнить на бумажном бланке от руки, либо отправить в электронном виде. Ответы должны быть исчерпывающими, почерк – разборчивым. Заполнять надо без сокращений, аббревиатур, исправлений и прочерков.

На сайте ФМС России даны формы анкет в форматах Word и Excel. Обе формы равнозначны, и Вы можете воспользоваться любой из них. Заполненный файл желательно сохранить и иметь с собой (в электронном и, по возможности, в печатном виде) при обращении в уполномоченный орган.

ШАГ № 3

Вместе с анкетой предоставляются оригиналы документов, подтверждающие указанные в ней сведения:

1. Паспорт заявителя (предоставляется обязательно для просмотра и снятия копии).

2. Свидетельство о рождении (+ нотариально заверенная копия);

3. Документы, подтверждающие семейное положение заявителя (для всех необходимы нотариально заверенные копии):

Для женатых/замужних:

1.                  Свидетельство о регистрации брака;

2.                  Паспорт супруга/супруги;

3.                  Свидетельство о рождении супруга/супруги.

Для разведенных, вдов, вдовцов:

1.                  Свидетельство о разводе;

2.                  Свидетельство о смерти супруга/супруги.

Для семей с детьми (на каждого ребенка, который обязательно должен быть вписан в паспорт обоих родителей):

1.                  Свидетельство о рождении;

2.                  Справка с места жительства ребенка.

Для других членов семьи (отец, мать заявителя).

1.                  Свидетельство о рождении;

2.                  Паспорт;

3.                  Свидетельство о регистрации брака;

4.                  Свидетельство о разводе;

5.                  Свидетельство о смерти.

Если Вы или члены Вашей семьи меняли фамилию, обязательно соберите справки из ЗАГСа и нотариально заверьте их.

Членами семьи в соответствии с российским законодательством являются: супруг(а), родители, дети. Другие родственники могут быть внесены в анкету при наличии документов, подтверждающих степень родства. Решение об их переселении в рамках Госпрограммы рассматривается в каждом конкретном случае уполномоченным органом региона, выбранного для переселения.

Если Вы выезжаете с несовершеннолетним ребенком, а второй родитель остается в стране, то необходимо иметь его разрешение, заверенное нотариально.

4. Заявление о выдаче свидетельства участника. Оформляется обязательно и не возвращается. Подается соотечественником после получения уведомления о решении уполномоченного органа субъекта Российской Федерации.

5. Фотографии заявителя (2 шт.). Черно-белые (35×45мм) с четким изображением лица без головного убора.

6. Документы, подтверждающие место пребывания (жительства). Оригинал. Предоставляется обязательно, но для просмотра и снятия копии.

7. Аттестат о среднем (если есть среднее специальное или высшее образование, то аттестат не нужен), среднем специальном образованиидиплом о высшем образовании и вкладыш к диплому.

Ко всем документам прилагается нотариально заверенная копия и, если нужно, перевод.

Документы об образовании на территории России подлежат нострификации.

8. Аттестаты, свидетельства, подтверждающие трудовую квалификацию (+ нотариально заверенная копия).

9. Трудовая книжка (+ нотариально и постранично заверенная отделом кадров по месту работы копия). На каждой страничке копии также должны быть ФИО сотрудника отдела кадров и надпись «Копия верна». Желательно иметь справку о среднем заработке с последнего места работы.

10. Военный билет.

11. Водительские права (+ нотариально заверенная копия).

12. Сертификат об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции.

13. Документ, выданный полномочным органом иностранного государства или полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, подтверждающий, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих и входят в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. К таким инфекционным заболеваниям относятся, в частности, лепра (болезнь Гансена), туберкулез и инфекции, передающиеся преимущественно половым путем (сифилис и др.).

14. Справка об отсутствии судимости – предоставляется на участника Программы и на каждого совершеннолетнего члена семьи (из государства Вашей гражданской принадлежности). Она действует в течение 6 месяцев и подается для оформления РВП. Поэтому, если РВП оформляется за рубежом, то подается в консульство, если РВП оформляется на территории России, то подается с пакетом документов в УФМС России.

Документы, составленные на иностранном языке, предоставляются с переводом на русский язык. Верность перевода и подлинность подписи переводчика должны быть удостоверены нотариусом, а не переводческим бюро. Нотариус должен заверить документ на русском языке (печать нотариуса также должна быть на русском или переведена на русский язык). Перевод осуществляется в полном объеме, включая печати!

ШАГ № 4

Следует помнить о необходимости забрать документы детей из школы. За 2 недели до предположительной даты отъезда нужно взять в школе справку для главного управления народного образования (далее – ГУНО) о том, что ребенок учится в таком-то классе.

Для получения согласия на выезд ребенка необходимо предоставить в канцелярию ГУНО пакет документов:

1. Заявление на имя начальника (по установленному образцу);

2. Копия паспорта супруга (супруги);

3. Копия листа убытия или билетов;

4. Копия свидетельства о рождении;

5. Справка из школы.

Полученное согласие на выезд ребенка необходимо отнести в школу, чтобы забрать оттуда документы ребенка. (Порядок оформления данных документов в различных странах может отличаться.)

ШАГ № 5

Для того, чтобы забрать из медучреждений медицинские карты взрослых и детей, примерно за 2 недели до отъезда следует пройти диспансеризацию и сдать анализы. Медицинская карта будет выдана после того, как будут готовы результаты анализов. (Порядок оформления данных документов в различных странах может отличаться.)

ШАГ № 6

Оформление документов на выход из гражданства. (Порядок оформления данных документов в различных странах может отличаться.)

При наличии обстоятельств, препятствующих выезду в РФ соотечественника и членов его семьи, представительство ФМС России за рубежом в течение трех рабочих дней информирует его об этом посредством доступных каналов связи (почта, телефон, электронная почта).

При отсутствии препятствий свидетельство участника Госпрограммы оформляется и выдается в срок, не превышающий 60 дней со дня подачи соотечественником заявления и прилагаемых к нему должным образом оформленных документов.

При необходимости соотечественнику оказывается содействие в подборе других возможных вариантов переселения в рамках согласованных Правительством РФ региональных программ.