Статья Посла России в Мозамбике «Продовольственный кризис – настоящие причины и пути решения», опубликована в газете «Нотисиаш» 17.06.2022 года

Перевод с португальского
Последние несколько лет характеризуются резким ростом цен на сырьевые товары, в том числе на продукты питания. С началом российской специальной военной операции против нацизма на Украине западные политики в СМИ не переставали обвинять исключительно Россию в надвигающемся (как у себя на родине, так и в развивающихся странах) продовольственном кризисе.
Однако давайте проанализируем реальные факты, а не фантазии русофобских идеологов. Согласно статистике Организации Объединенных Наций, цены на продукты питания начали расти не в последние три месяца. По данным ООН, индекс цен на продовольствие за последние два года вырос более чем на 70%, и более половины этого роста пришлось на период до 24 февраля 2022 г. Такие резкие изменения происходят не по одной единственной причине, это всегда результат ряда факторов.
Все началось в середине 2020 года, когда начали подниматься цены на многие виды сырьевых товаров, в том числе энергетического сектора. Это было вызвано ошибками в денежно-кредитной политике развитых стран, прежде всего США. За два года, с февраля 2020 года, США увеличили денежную массу почти на 40%. Для поддержки экономики без товарного обеспечения было напечатано банкнот на сумму 5,9 млрд долларов. Очевидно, эти деньги впоследствии разошлись по всему миру, что привело к росту цен на продовольствие. Министр финансов США Джанет Йеллен недавно признала, что они допустили ошибку. То есть это – ошибка властей финансово-экономического блока США, не имеющая никакого отношения к действиям России на Украине. Но то был только первый этап.
Начало второго этапа пришлось на середину 2021 года, когда Европа столкнулась с энергетическим кризисом. Ключевую роль в этом сыграли ошибки и главным образом в политике Еврокомиссии. Имеется в виду чрезмерный расчет на возобновляемые источники энергии (более дорогие) и краткосрочные контракты на природный газ (спот вместо долгосрочных контрактов с низкими и стабильными ценами). Запуск построенного Россией газопровода «Северный поток-2» был заблокирован по политическим мотивам под давлением США, что является примером нечестной конкуренции, ведь их сжиженный газ на 30% дороже.
Все это привело к росту цен на газ и в значительной степени к сокращению производства полученных из природного газа удобрений и соответственно доходов от их продажи. Естественно, это оказало большое влияние на рост цен на продукты питания.
Третий этап уже коснется 2022 года. Начавшаяся в феврале (зимний месяц) специальная военная операция не сказалась собственно на сельском хозяйстве Украины. Были введены многочисленные санкции против различных производителей удобрений в Беларуси и России, российских коммерческих судов, а также ограничения на банковские переводы. Сбой логистических цепочек, полностью не восстановившихся после «горячей фазы» коронакризиса, тормозит торговлю. Россия и Беларусь хотят и могут экспортировать больше продовольствия и удобрений, но санкции перекрывают им доступ на мировой рынок и, конечно же, ограничивают предложение. Все это свидетельствует об искусственном характере продовольственного кризиса. Западные политики наделали много ошибок и теперь ищут виновных. Очевидно, что Россия представляется наиболее подходящим кандидатом.
Недавний слух про поставки пшеницы: мол 20 млн тонн зерновых заблокировано на украинских складах «из-за действий России» – а на самом деле сами украинцы заминировали свои торговые порты и взяли в заложники иностранные экипажи. Во-первых, эта цифра слишком оптимистична: по оценкам, объем запасов составляет всего 6 млн тонн. Но даже если допустить, что речь действительно о 20 млн тонн, это составляет всего 2,5% от мирового производства пшеницы (770 млн тонн в год). Кроме того, на пшеницу приходится лишь 20% мирового потребления калорий. Таким образом, речь идет лишь о 0,5% мирового производства продуктов питания. Цифра весьма скромная.
Россия, со своей стороны, готова экспортировать на 13 млн тонн пшеницы больше, чем в прошлом году (33 млн тонн), покрывая большую часть потенциального дефицита. Наша страна сделает все, чтобы нарастить предложение продуктов питания на мировой рынок. В отличие от США, которые увеличивают импорт, Россия будет поставлять возрастающее количество продуктов питания. Но, к сожалению, прироста нашего экспорта в этом и следующем году не хватит, чтобы покрыть всю нехватку товаров на мировом рынке, накопленную за прошедшие годы.
Говоря об экспорте удобрений, следует отметить, что Россия продолжает их поставлять. Ограничения на продажу этого продукта носили временный характер и были связаны с необходимостью удовлетворить внутренний спрос (все излишки экспортируются).
Если мы посмотрим на цифры, то увидим, что Россия не прекратила экспорт удобрений за рубеж (квота 11,25 млн тонн). Подтверждаем нашу готовность к поиску взаимовыгодных решений для продолжения стабильных поставок как пшеницы, так и удобрений. Вместе мы ищем способы избежать использование в расчетах валют «сомнительной надежности», которые постепенно теряют свою преобладающую роль в мировом бизнесе. Россия остается верной советским традициям по содействию развитию африканских государств. Мы продвигаем формы сотрудничества, выходящие за рамки дискриминационной политики и двойных стандартов Запада, которые через международные финансовые институты пытаются закрепить подчиненное положение развивающихся стран.
Искусственные санкции и ограничения, нарушение некогда «священной» свободы торговли и финансов — вот истинная причина нынешних проблем мировой экономики.
А.Суриков, Посол России в Мозамбике